Литургия в день памяти первых русских святых Бориса и Глеба

6 августа 2021 года настоятель храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Андрей Метелёв отслужил божественную литургию в день памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба во Святом Крещении Романа и Давида. На праздник была приглашена община в честь св. благоверных князей Бориса и Глеба микрорайона Снеговая Падь.

 

Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий:

Празднуем день святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба несколько раз в течение года. Но 6 августа вспоминаем их мученичество от навета брата Святополка Окаянного. Эти, на первый взгляд, трагические события в еще молодом христианском государстве происходили более тысячи лет назад, сразу после смерти равноапостольного князя Владимира Великого. У просветителя Руси было двенадцать сыновей, среди них молодые Борис и Глеб от жены гречанки. Перед своей смертью Влади

мир позвал в Киев Бориса, которого очень любил, и чуя недомогание, даже хотел передать ему трон.

Страсти по киевскому великокняжескому престолу развернулись тогда, когда Владимир мирно скончался в своей резиденции на селе Берестове за Киевом 28 июля 1015 года. На минуты смерти ближайшим к отцу был Святополк, который за какую-то провинность был посажен в Киеве в тюрьму. Борис же тогда был отправлен во главе великокняжеского войска в степь походом на печенегов, которые якобы объявились на южных границах Руси.

Следовательно, киевляне, похоронив с почестями князя Владимира, принесли присягу Святополку, а тот одарил их княжеским имуществом. Сердце же у знаменитых киевлян, а наиболее у простого люда, не лежало к Святополку, потому что они видели в нем хитрость и коварство. Князь Борис печенегов так и не выследил, очевидно это был какой-то обман, чтобы отвести любимого сына Владимира подальше от Киева, и потом

у возвращался с непострадавшими воинами в Киев. В этот момент к Борису пришла страшная весть, что отец умер и трон занял князь Святополк.

Князь Борис остановил войско на р. Альте, недалеко от Переяслава, и очень стал плакать по своему отцу, а воины советовали ему идти на Киев и занять великокняжеский престол, так как и войско с ним, и отец, как сказано было, его очень любил, да и киевляне были не против. Однако князь Борис проявил здесь большое смирение, сказав: «Не было того, чтобы мне вознять руки на брата старшего. Когда отец мой умер, то сей мне будет вместо отца». Увидев такую нерешительность и мягкость князя, воины разошлись, а Борис остался стоять лагерем на реке с небольшим количеством обслуги.

Такого смирения и любви не было и в помине у Святополка, и тот, увидев, что князь Борис имеет большой авторитет среди войска и киевлян, задумал погубить брата, послав к нему какого-то вышгородца боярина Путшу со своими приятелями. Борис в тот момент молился в натянутом своем шатре: пел шестопсалмие, а затем заутреню, а потом, узнав о том, что хотят его убить, обратился ко Христу Спасителю с такими словами молитвы: «Господи! Сподоби меня принять страдания, ибо не от врагов принимаю, а от брата своего, и не поставь Ты ему, Господи, за грех».

Князя Бориса наемники убили коварно, пронзив шатер со всех сторон. Также и слугу его Георгия-Угрина убили, потому что он прикрывал собой тело своего князя.

Нанятые Святополком убийцы завернули Борисово тело в шатер, в котором он сидел, и привезли к заказчику. Князь Святополк, когда увидел, что Борис еще дышит, приказал двум варягам Эймунду и Рагнаре, чтобы они добили его. И они это сделали, проколов его в сердце. Тело убитого князя Бориса принесли втайне в Вышгород и положили в церкви святого Василия Великого. Убийц давний наш летописец называет поименно, потому что они тем темным делом щеголяли перед Святополком — Путша, Талец, Елович и Ляшко. И сказано, что отцом их был сатана.

Так же задумал Святополк убить брата Борисова, родного ему по матери, — Глеба. Послал он к нему гонцов и обманом, что отец очень заболел, звал в Киев. Однако злодеяния Святополка не могли быть скрыты от человеческой молвы. Князь Ярослав направил из Новгорода и своих гонцов к Глебу и объявил весть, присланную от сестры Предславы, что отец умер, а Борис убит Святополком. Князь Глеб впал в отчаяние и очень плакал по брату. Злая же смерть и предательство уже поджидали князя. Посланные Святополком захватили корабль. Убийца Горясир велел зарезать Глеба, и повар Торчин, обнажив нож, зарезал еще совсем юного князя. Когда же Глеба убили, то бросили его тело на берегу реки между двумя колодами, а впоследствии отвезли в Вышгород и там тайно положили рядом с Борисом в церкви святого Василия Великого.

Сравнил Летописец Святополка с Каином и прозвал Окаянным, и память о нем исчезла, потому что вынужден он был скитаться, как Каин, и искать убежища, убегая от князя Ярослава в землю лядскую, и бес его зацепил, и казалось ему, что его постоянно преследуют и гонятся за ним.

Рассказ об убийстве князей Бориса и Глеба был написан неизвестным автором, возможно, даже и сразу после их страданий. Киевский князь Ярослав Мудрый вместе с Церковью начал процесс канонизации Бориса и Глеба, который растянулся аж на целый век. В 1115 году в княжение Владимира Мономаха к 100-летию убийства они были прославлены. Для этого был построен каменный храм и туда перенесены нетленные останки страстотерпцев. В присутствии великого киевского князя Владимира Мономаха и других князей, митрополит Никифор вместе с епископами и духовенством возглавил торжества канонизации князей Бориса и Глеба, от которых уже целый век народ получал исцеление.

Во второй половине XI в. преподобный Нестор Летописец составил «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», в котором отмечал, что мощи их источают целебные дары людям. О многочисленных чудесах святых страстотерпцев вспоминает святитель Димитрий Туптало. Однако мощи Бориса и Глеба до нашего времени не сохранились, след их пропал во времена монголо-татарского нашествия. Неизведанность о честных останках очень почитаемых на Руси святых Бориса и Глеба еще волновала знатных людей в XVIII в. Императрица Елизавета Петровна в 1743 г. приказала митрополиту Киевскому Рафаилу Заборовскому поручить духовным людям поиск мощей Бориса и Глеба. Однако, после соответствующих исследований, было донесено рапортом, что их разыскать очень трудно и за давностью их потери невозможно было даже установить, когда и при каких обстоятельствах они исчезли из поля зрения верующих людей.

Больше всего молятся святым страстотерпцам Борису и Глебу, как заступникам нашей земли, подающим всем страждущим исцеление. Они являются, спускаясь из небесных обителей, весь мир обходят, и бесов прогоняют, и души просвещают верным людям, и наполняют их такой любовью, которая у них самих была.

Источник сайт НВ

Добавить комментарий