Канон святым благоверным князьям Борису и Глебу

Богородица держит святых Бориса и Глеба

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.
Припев: Святые благоверные князие-страстотерпцы Борисе и Глебе, молите Бога о нас.
Богомудрая двоице, велицыи страдальцы, со святыми Троице предстояще, молитеся очищение мне даровати, вас похваляющему.
Святые благоверные князие-страстотерпцы Борисе и Глебе, молите Бога о нас.
Божественное богатство исцелений и миро благовонное храм ваш, святии, в немже поем Христа Бога, вас прославльшаго.
Слава: Незаходимаго Солнца в себе стяжавше, Христа Бога нашего, преславне Романе с Давидом, освятите нас, честную память вашу почитающих.
И ныне: Красную, и избранную, и всечестную разумев Тебе, Божий, Пренепорочная, Сын Твой Сын бысть: сыны сотвори благодатию, Богородицу Тя чтущия. Читать далее

Житие святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Дни памяти: 15 мая (н.ст.), 6 августа (н.ст.)

Явление святых Бориса и Глеба святому Александру Невскому накануне битвы со шведами на реке Неве (1240)

Явление святых Бориса и Глеба святому Александру Невскому накануне битвы со шведами на реке Неве (1240)

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу мучеников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Читать далее

Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу

1-я миниатюра: «Князь Владимир посылает своего сына князя Бориса против печенегов»; 2-я миниатюра: " Смерть старого князя Владимира, утаенная его сыном Святополком Окаянным от братьев"

1-я миниатюра: «Князь Владимир посылает своего сына князя Бориса против печенегов»; 2-я миниатюра: » Смерть старого князя Владимира, утаенная его сыном Святополком Окаянным от братьев»

Сказание о Борисе и Глебе — один, но не единственный из цикла памятников, посвящённых первым русским святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. Среди исследователей нет единого мнения о времени создания памятника: называют середину XI или XII века, неизвестен и автор Сказания, хотя среди авторов цикла произведений о Борисе и Глебе упомянут известный летописец Нестор. Сказание посвящено канонизированным молодым князьям Борису и Глебу, умершим от руки их сводного старшего брата Святополка, прозванного на Руси «Окаянным». Культ Бориса и Глеба имел двойной политический смысл: во-первых, он освящал идею родового старшинства в княжеской семье, во-вторых осуждал распри. Борис и Глеб подчинились своему старшему брату Святополку, а он злоупотребил их братской покорностью.

* * *

Перевод Д. С. Лихачева

   Господи, благослови, Отче! — «Род праведных благословится, — говорит пророк, — и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую. О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. О том же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын — Вышеслав, после Изяслав, третий — Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды [ 1] Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другой жены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки — Борис и Глеб. И посадил их всех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесь же расскажем про тех, о ком сия повесть.
Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пиноке, а Ярослава — в Новгороде, а Бориса — в Ростове, а Глеба — в Муроме. Не стану, однако, много толковать, чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что. Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошли к концу дни Владимира — впал он в тяжкий недуг. Читать далее

Житие святых благоверных князей Бориса и Глеба для младшего и среднего школьного возраста

Image1Прошли годы… Состарился великий князь Владимир, креститель Руси.
Уже не так уверенно держал он в руке меч, не так зорок был глаз. Прослышали печенеги, что недужится князю, и решили двинуться походом на Русь, пожечь, пограбить русские города и села.

— Кого послать на отпор степнякам? — задумался великий князь. — Хорошо бы отрядить Ярослава, но он далеко, княжит в Новгороде. Пока идет до Киева, печенеги уже будут тут. В Пинске княжит сын Святополк. Но не надежен он, не тверд в слове, двоедушен. Глеб в Муроме, да и молод он.

Велел князь Владимир позвать к нему младшего сына Бориса, которого неотлучно держал возле себя.

— Звал, батюшка? — сказал Борис, входя в палату и глубоко поклонившись отцу.

Владимир посмотрел на сына и, кажется, все хвори отступили. Красив, молод, силен сын. Дружина его любит. Бояре в думе хвалят его за ум и рассудительность.

— Да, звал, — ответил святой князь. — Идут на нас печенеги. Покажи им, что не затупился еще русский меч, все так же метки наши стрелы… Читать далее

Полезные ссылки

Сайты Владивостокской епархии:

Владивостокская и Приморская епархия

Владивостокская епархия «Вконтакте»

Православные форумы Приморья:

Официальный сайт Московского Патриархата

Интернет-портал «Приходы»

Синодальные Учреждения

  Епархии